Следить за репутацией нужно всегда. Высокого статуса не достигнуть без внимательного отношения к личной и профессиональной репутации. "Имидж - это то, каким человек предстает в глазах окружающих. Он является первым этапом оценки человека. И даже потом, когда судят за результат, этот самый результат тоже можно представлять определенным образом", - говорит Иван Тютюнджи, руководитель PR-службы HeadHunter.
Вспомните правило студентов: первые два курса ты работаешь на зачетку, а потом зачетка работает на тебя. Также и в карьере.
Перефразируя известную поговорку, репутацию нужно беречь смолоду. Иными словами, приходя на собеседование с потенциальным работодателем, вы уже производите определенное впечатление, от которого в дальнейшем может зависеть и прием на работу, и карьерный рост. Безусловно, для достижения высокого статуса в коллективе, компании, обществе необходимо системно работать над своим реноме, поскольку оно является своего рода индивидуальным нематериальным активом личности.
К примеру я возьму мужчину-менеджера за профессию
— менеджеров по продажам;
— менеджеров по работе с клиентами;
— офис-менеджеров;
— менеджеров по кадрам;
— менеджеров по сбору информации;
— менеджеров-управляющих и т. д.
Менеджер — лицо компании, и он должен соответствовать ее требованиям. Как лицо организации, как представитель своей компании, как первый человек, которого увидят заказчики, он должен быть безупречен.
Однако разговор о костюме мужчины-менеджера начинается с галстука. Какие бы цвета ни диктовала мода, галстуку делового человека лучше быть строгим, неброским и по возможности сочетаться с цветом костюма.
Еще одна деталь костюма — платочек-паше, который вкладывается в верхний карманчик пиджа¬ка. Он тоже должен быть одного цвета с галстуком или контрастировать с ним (черный галстук — белый платочек и т. д.).
Костюм мужчины-менеджера является своеобразной визитной карточкой, которая показывает окружающим очень многое. Отношение к себе, к людям, к работе, к миру, наконец.
Костюм может рассказать о характере своего владельца все или почти все. Педант он или слишком неаккуратен, чересчур строг или склонен к экстравагантности. Конечно, преувеличивать влияние костюма на деловую жизнь не стоит, но все-таки свою определенную роль он играет в любом деле.
В деловом мире нет ничего хуже, чем прийти в офис в мятых брюках и пиджаке. Несомненно, авторитет такого руководителя среди подчиненных неминуемо потеряет определенное количество баллов, а среди деловых партнеров — тем более.
Одна из характеристик современного делового костюма — строгость. В нем не должно быть очень заметных декоративных моментов, украшений и т. д. Покрой делового костюма должен быть как можно более приближенным к силуэту. Кроме того, желательно, чтобы весь ансамбль был выдержан в одном стиле.
Костюм, безусловно, должен соответствовать тому месту, куда руководитель в нем собирается. Появиться с утра пораньше в своем офисе в смокинге, если день намечается самый обычный — рабочий, несколько странно. Хотя, справедливости ради, стоит отметить, что лучше уж так, чем в неглаженом костюме. А появление на деловой встрече в джинсах и кожаной куртке партнеры могут истолковать как неуважение по отношению к ним, их организации — и, следовательно, несерьезное отношение к делу.
Обувь, о ней разговор отдельный. Кроме того что она должна сочетаться с цветом костюма, ей непло
хо быть еще элегантной и универсальной. Обувь — это та деталь, которая позволяет мужчине проявить свою индивидуальность. Да и как же иначе: строгий костюм, галстук, «скучная» рубашка. А вот в выборе обуви каждый мужчина-менеджер может проявить свой вкус, свои пристрастия.
На Западе благосостояние и положение в обществе человека оценивают по его обуви. Туфли или полуботинки известной фирмы-производителя из натуральной кожи, конечно же, вне конкуренции. Однако поскольку менеджер — это человек, большая часть рабочего дня которого проходит на ногах, обувь его должна быть непременно натуральной.
Лучше, если выбор будет остановлен на полуботинках: сапоги, сандалии и шлепанцы в деловом мире не приветствуются. Для «выхода в свет» и особенно торжественных моментов вполне подойдут черные туфли из натуральной кожи.
Носки подбираются в тон обуви, галстуку или костюму, а их длина достигает середины икры. Кроме того, резинка должна плотно охватывать ногу, чтобы деталь одежды не образовывала на щиколотке нежелательную гармошку. На внешний вид делового человека влияют не только качество и подбор официального костюма, но и множество других сопутствующих деталей, которые принято называть аксессуарами.
Особое место в облике мужчины-менеджера, как, впрочем, и любого другого, занимают часы. Чаще всего это единственное украшение, которое мужчины себе позволяют. Неудивительно, что поэтому стремятся к тому, чтобы этот аксессуар был дорогим и красивым, свидетельствующим о положении в обществе, материальном достатке и вкусе…
Конечно, прекрасно, если часы от известного законодателя моды этой области. Швейцарские? Восхитительно! Однако это ни в коем случае не значит, что ни одни другие носить нельзя. Единственные требования к этому аксессуару: четкая ориентация на хозяина мужского пола, сдержанность и невычурность (обилие бриллиантов и рубинов на часах не приветствуется).
Еще один важный аксессуар мужчины-менеджера — ремень. Для делового костюма совсем не подойдет его ковбойский вариант или цветастый пояс. Ремень должен сочетаться с цветовой гаммой всего костюма. Пряжка не должна быть очень большой и блестящей, и на самом ремне не приветствуется никаких рисунков, вставок или различных заклепок.
Менеджеры, часто работающие с документами на бумаге, должны переносить их не охапкой под мышкой, а в атташе-кейсе либо в специальных сумках-папках, предназначенных именно для этого.
Барсетка — маленькая кожаная сумочка, в кото¬рой очень удобно хранить такие мелкие вещицы, как ключи от офиса, от машины… Но к такой барсетке непременно полагается папка для деловых бумаг, Органайзер. Куда же без него деловому человеку, чей день расписан буквально по минутам, а встречи и переговоры намечены на несколько месяцев вперед. Электронный органайзер — не только дань времени, но и, безусловно, самый удобный вариант этого мужского аксессуара. Однако при отсутствии электронного вполне приемлем и обычный, оснащенный ежедневником, калькулятором и… Ну, всем, что там должно быть.
Облик современного мужчины-менеджера трудно представить без сотового телефона. Роскошь? А вот и нет! Сотовый телефон — очень удобное средство связи и многим доступное. К тому же это неотъемлемый атрибут имиджа мужчины-менеджера.
Следующий атрибут имиджа — портмоне. Оно тоже должно быть высокого качества, сочетаться с кейсом… И хранить в себе некоторое количество денег и определенное количество визитных карто¬чек.
Так же необходимый элемент имиджа мужчины-менеджера — ручка. На нее обращают внимание и деловые партнеры, и подчиненные. Дешевая шариковая ручка в руках менеджера (представителя организации, предприятия, фирмы) вызовет у них недоумение. Поэтому лучше приобрести по возможности дорогую, желательно чернильную ручку, которая будет свидетельствовать о должностном положении и финансовом достатке, что очень важно для делового мира.
Следующий, не менее необходимый элемент имиджа делового мужчины — стрижка. Желательно, чтобы стрижка была короткой и модельной (не стоит экономить на своем внешнем виде, все-таки вы — представитель своей компании, и от вас зависит в какой-то степени результат ее работы). Уложенные, чистые волосы украшают любого мужчину. Соответственно, торчащие в разные стороны волосы вызывают раздражение собеседника.
Что касается качества и количества использования парфюмерии, то здесь на вкус и цвет товарищей нет, но все-таки не следует забывать о вашем окружении. Очень многим людям не нравятся чересчур сладкие или горькие запахи. На каждый день мужчине стоит выбрать что-то более нейтральное, ненавязчивое.
Излишним будет напоминать, что безупречность внешнего вида мужчины во многом зависит от его лица. Ежедневное бритье — неизменное правило менеджера. Потому что щетина или маленькая бородка придает мужчине неопрятный вид.
Если все же руководитель предпочитает чисто выбритому лицу усы или бороду, он просто обязан тщательно ухаживать за ними.
Улыбка менеджера — визитная карточка предприятия. И каким бы неприятным делом ни являлся визит к стоматологу, с помощью специалиста улыбка сможет стать на¬много красивее и обаятельнее.
Следующий немаловажный штрих внешнего вида мужчины-менеджера — его руки. Нельзя допустить того, чтобы они были неухоженными. С человеком, у которого все в порядке с руками, всегда будет приятно вести дело. Руки не спрячешь, первое же рукопожатие покажет, насколько серьезно мужчина заботится о своем внешнем виде.
Имидж мужчины-менеджера должен включать в себя такие понятия, как манера поведения, культура речи. Речь должна свидетельствовать о том, что это говорит умный, образованный человек, но речь должна быть по существу, а не просто «переливанием воды».
Умение говорить всегда ценилось среди деловых людей. Неудивительно, что человек, обладающий даром красноречия и убеждения, имеет больше шансов сделать карьеру, чем молчун или тот, кто практически не владеет риторикой.
Во-первых, речь должна быть не очень объемной, но конкретной. Во-вторых, изложенной доступным для понимания обычных людей языком. Она также должна заключать в себе то, что интересно собеседнику. А вот уж умение преподнести такую обработанную информацию — это одно из качеств мужчины-менеджера, которые и составляют его имидж.
Кроме того, информация, изложенная менеджером, не должна содержать слишком много обещаний, а тем более таких, которых фирма (предприятие или другая организация) не в состоянии выполнить.
Поэтому менеджер может пользоваться такими сочетаниями, как, «мы вам обещаем», «мы вам гарантируем», «даем слово» и т. п, только лишь в том случае, когда это соответствует истине.
Манера общения — важный элемент культуры организации, свой вклад в которую вносит и менеджер. Крик — это не способ общения, обращения и не тон ведения переговоров. Одним словом, насколько бы взрывным ни был характер мужчины, повышенные тона он себе позволять не должен.
Умение наладить плодотворные отношения с разными сотрудниками — одна из черт, которой должен обладать мужчина-менеджер.
Ни для кого не секрет, что управление чисто женским и чисто мужским коллективами имеет некоторые отличия. В мужском коллективе менеджер мужского пола рискует стать «своим парнем», что впоследствии затруднит для него управление персоналом и принятие решений.
В женском коллективе единственный мужчина, да еще и начальник, неизбежно становится объектом пристального внимания прекрасных женских глазок, что тоже не упрощает задачи управленца.
Умение выстроить отношения, найти золотую середину — вот высшее искусство, которым должен в совершенстве овладеть мужчина-менеджер.